вернуться в раздел
Новости
Систему прослеживаемости ЕАЭС обсудили участники форсайт-сессии «Прослеживаемость в контексте цифровой экономики», которая прошла в Евразийской экономической комиссии (ЕЭК)
Цифровизация всех сфер деятельности изменит облик экономики, модели и методы работы с данными, сами товары и услуги, а также функции государства и форматы его взаимодействия с обществом. Бизнес заинтересован в создании цифровых экосистем, в которых государство не только собирает информацию с минимальными издержками для предприятий и граждан, но и предлагает эффективные сервисы, стимулирующие развитие всех значимых для будущего сфер деятельности, а также снимает барьеры, существующие в традиционных моделях взаимодействия. Потребителям сегодня нужна информация не только о составе, но и месте, условиях производства товаров. Государство рассчитывает, что бизнес будет соответствовать задаваемым стандартам, соблюдать правила налогового и таможенного законодательства, требования технических регламентов, ветеринарного и фитосанитарного контроля.
Об этом говорили участники форсайт-сессии «Прослеживаемость в контексте цифровой экономики», которая прошла в Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) и собрала более 100 участников, представляющих корпорации, бизнес-ассоциации, органы власти и экспертное сообщество из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Открывая форсайт-сессию, Председатель Коллегии ЕЭК Тигран Саркисян напомнил, что государства-члены ЕАЭС взяли на себя обязательства обеспечить на территории Союза свободу движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. В связи с этим важно синхронизировать уже инициированные странами ЕАЭС программы цифровизации в сфере взаимодействия бизнеса и государства. «Как Вы знаете, ЕАЭС с прошлого года активно включился к проработке цифровой повестки, и сейчас идет доработка Основных направлений реализации цифровой повестки до 2025 года, – сказал Тигран Сарксиян. – Мы договорились, что эта работа будет реализовываться через инициативы и проекты. Одной из них является идея прослеживаемости». Если не наладить взаимодействие, появятся новые барьеры и препятствия для развития бизнеса и экономик стран ЕАЭС, считает Председатель Коллегии ЕЭК.
Тигран Саркисян предложил участникам форсайт-сессии подумать, какие функции может и должно брать на себя государство в цифровую эпоху и какие форматы взаимодействия бизнеса и власти могут быть наиболее эффективны в странах ЕАЭС. «Мы должны создать наиболее вероятную картину будущего, отследить динамику изменений, понять, как меняются стратегии экономических субъектов, глобальные тренды. А определившись с этим, разрабатывать адекватные регулирующие механизмы под новую цифровую действительность», – считает Председатель Коллегии ЕЭК.
Комиссия уже подготовила Соглашение о механизме прослеживаемости товаров в рамках Союза. В настоящее время оно проходит процедуры согласования в государствах-членах. Предполагается, что действие соглашения будет распространяться на товары, ввезенные на территорию Союза и выпущенные для внутреннего потребления. Их перечень будет определять Совет Комиссии.
В каждой из стран ЕАЭС должна быть создана информационная система, в которой планируется аккумулировать сведения из документов, сопровождающих товар, в том числе сведения о факте совершения сделки, ее участниках, наименовании и объемах товара. Обязанность вносить эти сведения в информационную систему предполагается возложить на лицо, заключающее сделку о реализации товара.
Национальные информационные системы будут обмениваться набором сведений, необходимых для прослеживаемости. При этом розничная торговля выведена из сферы охвата проекта соглашения.
Член Коллегии (министр) по внутренним рынкам, информатизации и информационно-коммуникационным технологиям ЕЭК Карине Минасян рассказала о том, какие системы, обеспечивающие прослеживаемость товаров и услуг, уже внедрены в странах ЕАЭС. Среди них: мониторинг и контроль оборота алкогольсодержащей и табачной продукции на территории Армении, Беларуси, Казахстана, России (ЕГАИС); идентификация и прослеживаемость животных и продукции животного происхождения в Беларуси, Казахстане, отдельных регионах России; транспортный мониторинг и сбор платы за проезд в Беларуси (BelToll), России (ПЛАТОН) и т.д.
Внедрение системы прослеживаемости на всем пространстве ЕАЭС позволит не только контролировать законность оборота товаров на территории государств-членов, а также перемещение продукции, оборот которой ограничен в одной из стран Союза, но и при правильной разработке системы прослеживаемости существенно снизить нагрузку на бизнес – сократить объем отчетности, упростить механизмы надзора путем применения так называемых механизмов smart—soft надзора.
По мнению Карине Минасян, одна из важнейших задач власти – предлагать эффективные стандарты для различных отраслей экономики и сфер жизнедеятельности, а также обеспечивать эффективность и удобство их применения для бизнеса и граждан. Необходимо создать условия для развития и «белого» функционирования бизнеса, бороться с появлением барьеров и ограничений для их деятельности.
Министр отметила, что мир стоит на пороге перехода к гиперсвязанным бизнес-системам, в которых будут взаимодействовать многочисленные корпоративные, ведомственные, страновые и наднациональные цифровые сообщества и экосистемы. Создание эффективного регуляторного механизма для новых форматов взаимодействия невозможно без упреждающего моделирования, которое должно осуществляться совместно с бизнесом и гражданским обществом.
В ходе сессии было отмечено, что прослеживаемость неразрывно связана с маркировкой, которая обеспечивает её эффективность. Товары и грузы должны сопровождаться специальным кодом, считывание которых позволит узнать информацию о товаре: например, кто, когда и где выловил рыбу, какой обработке эта рыба подвергалась, когда поступила в продажу. Потребитель должен получать максимум дополнительных сервисных данных, вплоть до автоматического подбора рецептов, по которым эту рыбу можно будет приготовить. Такие решения уже есть на рынке.
В своих выступлениях представители бизнеса отметили, что одной из ключевых проблем сегодня является взаимодействие с множеством разрозненных информационных систем, которые введены в действие различными органами власти и зачастую дублируют друг друга. Это увеличивает издержки бизнеса, а государство получает избыточный объем неконсолидированной информации, которая не используется для развития экономики и поддержки перспективных отраслей.
Тем не менее, предпринимательское сообщество заинтересовано в создании цифровых экосистем, в которых государство играет важную регулирующую роль. В таких системах органы власти не тотально контролируют ситуацию, а формируют векторы стимулирующего таргет-контроля, осуществляют глубокий анализ данных с помощью big—data systems и предлагают гражданам, предпринимательскому сообществу и иным заинтересованным сторонам дополнительные сервисные функции. В качестве примера были приведены действующие в России государственные и муниципальные порталы, а также партнерство крупных информационных платформ и органов власти различного уровня.
По мнению ряда экспертов, сегодня оцифровка традиционных аналоговых стандартов и технологий приведет к потере вложенных средств. Развивая цифровую повестку и создавая систему прослеживаемости, следует ориентироваться на новые тренды, в том числе блокчейн-технологии, квантовые вычисления, смарт-контракты, облачные вычисления и т.п. В связи с этим меняется и роль государства: от прямого регулирования к стимулированию инвестиций в инновационные разработки, формированию тестовых площадок – так называемых «песочниц» – для тестирования и отладки внедряемых технологий и инструментов управления ими.
Подводя итог дискуссии и плодотворной работы участников форсайт-сессии в группах, Председатель Коллегии Тигран Саркисян еще раз подчеркнул, что реализация любой идеи требует политического решения. «Все страны ЕАЭС сегодня ищут модель развития, которая бы обеспечила опережающие темпы экономического роста. Но бизнес меняется быстрее и эффективнее, чем институты власти. Поэтому одной из наиболее эффективных моделей реализации цифровой повестки на евразийском экономическом пространстве могло бы стать частно-государственное партнерство». По мнению Тиграна Саркисяна, главный вопрос – как мотивировать к сотрудничеству не только бизнес, но и государство.
Участники форсайт-сесиии пришли к выводу, что система прослеживаемости ЕАЭС должна базироваться на технологиях и инфраструктуре нового поколения, включая стандарты 5G, и позволять в режиме реального времени получить комплексную информацию по любому товару, услуге или процессу.
По результатам форсайта будет подготовлен публичный доклад о вызовах, которые встанут перед ЕЭК и правительствами стран Союза в ходе внедрения цифровых решений, и перспективных моделях организации систем прослеживаемости. Доклад будет представлен в августе 2017 года на мероприятиях ЕЭК, в том числе на бизнес-форуме «Евразийская неделя», который пройдет с 24 по 26 августа в Астане (Республика Казахстан).
все новости →