Седьмой Среднерусский экономический форум
8 июня 2018 г. Курск

«День главного инженера» прошёл в Агентстве по технологическому развитию

13 марта в инновационном центре «Сколково» Агентство по технологическому развитию провело «День главного инженера–2018», на котором представило свои ключевые проекты и стратегии. Помимо представителей Агентства, в инженерном форуме принял участие заместитель председателя коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации Олег Бочкарёв.

В своём приветствии он обратил внимание на то, что законодательство не успевает за развитием технологий. «На площадке Агентства нужно говорить не только о технологиях и техпроцессах, но очень важно, чтобы еще в Агентстве была площадка, где можно было бы обсудить важные документы нормативного и законодательного характера, ведь без этого нельзя добиться перелома в решении наиважнейшей задачи технологического развития. В риторике государства всё больше появляется слово «технологии», и именно новые технологии позволяют государству оставаться глобально конкурентоспособным», — отметил Олег Бочкарев.

На пленарной сессии «Дня главного инженера» генеральный директор Агентства по технологическому развитию Максим Шерейкин представил новую стратегию развития промышленности регионов — региональную промышленную политику. Методика разработана в соответствии с требованиями Правительства Российской Федерации, и уже реализуется в ряде пилотных регионов. «Дефицит идей по привлечению инвестиций в технологическую модернизацию существующих компаний присутствует на региональном уровне. Последнее заседание Госсовета, которое прошло в Ростове-на-Дону под председательством президента Владимира Путина, было посвящено как раз региональным промышленным политикам. Агентство по технологическому развитию в этом докладе отвечало за технологический раздел, который объяснил субъектам Российской Федерации, как они должны выстраивать технологическую политику и что конкретно делать, чтобы качественно модернизировать существующие предприятия», — подчеркнул Максим Шерейкин. – «Сегодня это уже не только технопарки, инфраструктура, налоговые льготы и привлекательные промышленные площадки – этого уже недостаточно для привлечения инвесторов. Если на региональный промышленный комплекс посмотреть через призму аудита компетенций и их сборки в инвестиционные ниши, у регионов появятся качественно новые предложения для инвесторов. Теперь им нужны не только промплощадка, но и собранные кейсы проектов, которые можно предложить», — резюмировал генеральный директор АНО «АТР».

Российский бизнес успешно сотрудничает с Агентством по технологическому развитию. «Более 80 партнёров сегодня работают в технологической сети АНО «АТР». Более 50 технологий представлено в «Супермаркете технологий», и ряд проектов Агентство выполняет уже на возмездной основе, продвигая те или иные решения. 80 соглашений заключено на содействие в приобретении российских технологий, почти 40 проектов на внедрение технологий находятся на сопровождении Агентства – это компании, которые уже приняли инвестиционные решения. Более 16 миллиардов рублей – объём привлечённых инвестиций в проекты Агентства по технологическому развитию. Это те решения, которые приняли наши клиенты – наши партнёры» — сообщил Максим Шерейкин.

В сессии «Проекты национального промышленного развития» первый заместитель генерального директора, главный инженер АНО «АТР» Вадим Куликов представил несколько проектов, одним из которых стал проект по созданию российского гибридного цифрового локомотива. Это совместная работа Агентства, ЗАО «Трансмашхолдинг» и ОАО «РЖД».

Уже сегодня на транспортный сектор оказывает колоссальное влияние«цифровая революция». Получают широкое распространение интеллектуальные технологии управления движением и«Интернет вещей». Поэтому Агентство предложило создать инвестиционно-технологическое партнерство с участием Трансмашхолдинга – крупнейшего российского производителя подвижного состава для рельсового транспорта, который не только обеспечивает динамичное развитие российского транспортного машиностроения, но и уделяет внимание внедрению новых технологий в производстве.

Несмотря на то, что моделей гибридных локомотивов во всем мире насчитывается около десяти моделей, по сравнению с локомотивами на дизельной тяге их доля ничтожно мала. «Почему же я тогда говорю об этой теме и о формирующемся партнёрстве с АНО «АТР»? Дело в том, что индустрия накопителей бурно развивается. Сегодня есть основания предполагать, что производители накопителей в скором времени придут к тому, что гибридный локомотив станет дешевле в эксплуатации аналогичного, но на дизельной тяге», — отметил в своём выступлении начальник отдела Департамента инновационных разработок и технической политики ЗАО «Трансмашхолдинг» Денис Карасёв. «Когда мы рассматривали варианты гибридного локомотива, мы полностью исключили варианты аккумуляторного подвижного состава. Это хорошие технологии для городских электробусов, мы же рассматриваем пять вариантов локомотивов, пригодных для эксплуатации, но не по направлениям, а для начала для подачи составов на платформы вокзалов – чтобы уменьшить экологическую нагрузку», — подчеркнул заведующий отделением «Тягово-подвижной состав» ОАО «ВНИИЖТ» Андрей Заручейский.

Управляющие директоры АНО «АТР» представили как выполненные в 2017 году проекты, так и новые инициативы. Среди них можно выделить совместный проект Агентства и правительства Московской области по переработке отходов. Уже выработан комплекс решений, которые помогут разрешить проблему с экологией полигонов ТБО. «Одно из них – рекультивация самих полигонов. Они будут закрыты, а на их месте будут построены экологически безвредные мусоросжигательные заводы, которые уже в большом количестве появляются в мире», — рассказала управляющий директор Агентства по технологическому развитию Елена Ихсанова, которая ведёт пилотный проект.  Раздельный сбор мусора, кстати, не только решает экологические задачи, но и позволяет получать дешёвую энергию. «В России перерабатывается до 40% пищевых отходов, а это порядка десятков миллионов тонн отходов, которые можно перерабатывать в удобрения и в электричество», — подчеркнула Елена Ихсанова.

На «Дне главного инженера» касались и других проектов – таких как инвестиционно-технологическое партнёрство в нефтехимии, создание Центра технологического превосходства в строительстве и других.

В помощь промышленникам в агентстве создан так называемый «Супермаркет технологий». Его суть в том, что на «полках» представлены решения, которыми можно пользоваться сразу же после приобретения. Жизнеспособность этих технологий проверена по уникальной методике АНО «АТР». К настоящему времени как минимум три технологии, размещенные на «полке» Супермаркета, уже успешно нашли свое применение на российских предприятиях.

Источник: АТР