Рейтинговое агентство AK&M присвоило Курской области рейтинг кредитоспособности по национальной шкале "А+" со "стабильным" прогнозом
ЗАО "Рейтинговое агентство AK&M" присвоило Курской области рейтинг кредитоспособности по национальной шкале "А+" со "стабильным" прогнозом.
Рейтинг "А+" означает, что Курская область относится к категории субъектов Российской Федерации с очень высокой степенью кредитоспособности, характеризующейся незначительным риском несвоевременного выполнения обязательств.
Кредитный рейтинг региона в первую очередь отражает сравнительно низкий уровень государственного долга Курской области, рост операционных доходов бюджета, приемлемый уровень основных экономических показателей.
Государственный долг Курской области на 1 января 2012 года составил 3662 млн руб., или 8.1% от доходов консолидированного бюджета. Последний показатель являлся одним из наилучших среди регионов Центрального федерального округа России, суммарная долговая нагрузка которого находилась на уровне 17%. На 1 декабря 2013 года размер госдолга области сократился на 22% и составил 2846 млн руб. При этом регион полностью погасил кредиты, предоставленные кредитными организациями. На указанную дату долговые обязательства Курской области ограничивались бюджетными кредитами и государственными гарантиями. Приемлемая структура государственного долга обуславливает низкую стоимость обслуживания обязательств. По итогам 2012 года она составила всего 2.56% от среднего размера долга, что почти в три раза меньше аналогичного показателя по Центральному федеральному округу.
Бюджетные доходы региона в целом демонстрируют устойчивый рост. Доходы консолидированного бюджета по итогам 2012 года составили 45.2 млрд руб., увеличившись на 7.8% по отношению к предыдущему году. Аналогичную динамику роста продемонстрировали и операционные доходы бюджета. В качестве позитивного фактора Агентство также отмечает рост доли налоговых поступлений в структуре консолидированных доходов области. За 2010-2013 года она выросла с 64% до 71%. Размер налогов и других доходов в федеральный бюджет в 2012 году увеличился в 1.7 раза, покрыв почти 70% безвозмездных перечислений от других бюджетов бюджетной системы России.
Исполнение бюджета за последние 3 года составило 100.7% (доходная часть), что свидетельствует о хорошей бюджетной дисциплине региона. По итогам ежегодного мониторинга, проводимого Минфином России, Курская область входит в ограниченный круг субъектов РФ с высоким качеством управления региональными финансами.
Экономику Курской области можно характеризовать как устойчиво развивающуюся. Совокупный индекс промышленного производства за 2008-2012 годы составил 113.2% (Российская Федерация - 106.1%, ЦФО - 108%). Валовый региональный продукт (ВРП) Курской области в 2012 году вырос на 8.4% и достиг величины 233.3 млрд руб. По предварительным оценкам, подобная динамика сохранится и в 2013 году. При этом отмечается хорошая отраслевая диверсификация экономики - максимальная доля основных отраслей в валовом региональном продукте не превышает 20%. Вместе с тем, по величине ВРП на душу населения (с учетом паритета покупательной способности) регион еще отстает от Российской Федерации и Центрального федерального округа. Это отставание отчасти компенсируется высоким уровнем соотношения доходов и потребительских расходов населения, превышающим аналогичный общероссийский индикатор.
К позитивным рейтинговым факторам следует также отнести положительное сальдо внешнеторговых операций и доминирование в числе внешнеторговых партнеров стран бывшего СНГ, включая членов Таможенного Союза.
Ежегодные исследования относительной кредитоспособности регионов, проводимые ЗАО "Рейтинговое агентство АК&М", также свидетельствуют об умеренно высоком уровне кредитоспособности Курской области по сравнению с другими субъектами Российской Федерации. По итогам 2012 года по интегрированному уровню относительной кредитоспособности регион находился на 27 месте среди 83 субъектов РФ. При этом с 2009 года область поднялась в соответствующем рэнкинге AK&M на 13 позиций. Из остальных 17 субъектов Центрального федерального округа область по относительной кредитоспособности (2012 год) уступала только Москве, Московской, Владимирской и Липецкой областям. При этом разность в значениях интегрального уровня относительной кредитоспособности по сравнению с двумя последними регионами находилась в рамках стандартных статистических и методологических погрешностей.
Рейтинг субъекта Федерации ограничивается такими факторами, как дефицитность бюджета по итогам 2011 и 2012 годов, а также некоторое замедление темпов роста экономики.
В 2010 году консолидированный бюджет был исполнен с профицитом в 1.544 млрд руб. (4.2% от консолидированных доходов). По итогам 2011 и 2012 годов, напротив, был зафиксирован дефицит бюджета в размере 2.092 и 0.811 млрд руб. (5% и 1.8% от доходной части). По состоянию на 1 декабря 2013 года профицит бюджета равнялся 0.266 млрд руб., однако, учитывая финансовые итоги конца 2011 и 2012 годов, следует ожидать отрицательного бюджетного баланса и в 2013 году, что приведет к необходимости привлечения дополнительных кредитных ресурсов для его финансирования.
Индекс промышленного производства в Курской области по итогам 9 месяцев 2013 года составил всего 100.02%, (в 2011 и 2012 годах - 105.3%). При этом доля убыточных предприятий выросла с 24.5% до 31.7%. Основными причинами временной стагнации стали снижение добычи полезных ископаемых, обусловленное капремонтом и переоборудованием на Михайловском горнообогатительном комбинате, и уменьшение выработки электроэнергии Курской АЭС в связи с более длительными остановками энергоблоков на плановые ремонты и модернизацию.
К факторам риска Агентство также относит возможное сокращение безвозмездных поступлений в консолидированный бюджет области, в том числе в связи с замораживанием тарифов естественных монополий и неопределенность со сроками и объемами пополнения федерального бюджета в результате деофшоризации экономики и сокращения расходов госкорпораций. Это может привести к росту заимствований и увеличению долгового давления на бюджет региона.
Курская область является субъектом Российской Федерации, расположена на юге европейской части России и входит в состав Центрального федерального округа. Административный центр - город Курск. В 2011 году регион обеспечил 0.52% ВВП России.
Данный пресс-релиз подготовлен на основе Отчета о присвоении рейтинга кредитоспособности Курской области.
Рейтинг кредитоспособности, а также любая информация и выводы, содержащиеся в пресс-релизе, должны рассматриваться исключительно как мнение о кредитоспособности, а не рекомендация по покупке/продаже долговых ценных бумаг или предоставлению региону заемных средств.
ЗАО "Рейтинговое агентство AK&M" не принимает на себя никакой ответственности в связи с любыми интерпретациями, выводами и последствиями, связанными с применением третьими сторонами результатов проведения рейтинговой оценки.
ЗАО "Рейтинговое агентство АК&М" является ведущим независимым национальным рейтинговым агентством в России. Начало рейтинговой деятельности - 1993 год. ЗАО "Рейтинговое агентство АК&M" аккредитовано Министерством финансов Российской Федерации (приказ N 452 от 17 сентября 2010 года).
Рейтинги ЗАО "Рейтинговое агентство АК&M" признаны ЦБ РФ (в качестве условия для доступа к беззалоговому кредитованию - Положение 323-П), ВЭБ (в качестве условия для получения субординированных кредитов) и МСП Банком (в качестве условия для работы по программе кредитования малого и среднего бизнеса), РОСНАНО (в качестве условия отбора банков для оказания услуг РКО проектным компаниям в рамках инвестиционных проектов), ММВБ (в качестве условия для включения облигаций в базу расчета корпоративного и муниципального индексов, а также включения облигаций в листинг), признаны Постановлением Правительства РФ в качестве условия для рекапитализации банков. Кроме того, ЗАО "Рейтинговое агентство АК&М" получило признание АИЖК, а также аккредитовано СРО "Национальная фондовая ассоциация".