«Мало принять хорошие законы. Необходимо, чтобы об этом знал инвестор»
2013 году в Курская область сохранила положительную динамику большинства показателей развития. По росту промышленного производства обрабатывающих отраслей область заняла первую позицию среди регионов ЦФО. Осуществлялась реализация инвестиционных проектов практически во всех отраслях экономики. Также в уходящем году в Курске прошел второй Среднерусский экономический форум, собравший около 1000 участников.
Об итогах уходящего года и планах работы на 2014 год в эксклюзивном интервью для Информационного агентства "AK&M" рассказал первый заместитель губернатора Курской области Александр Зубарев.
— Александр Сергеевич, первый вопрос по итогам уходящего года. Что удалось достичь из намеченных планов?
— Основная задача органов власти – обеспечение стабильного роста в отраслях реального сектора экономики, решение социальных вопросов, повышение уровня жизни и благосостояния населения. Именно с этих позиций необходимо оценивать достигнутые результаты. Сегодня я могу сказать, что с поставленными задачами мы справляемся. Ожидаемые итоги уходящего года свидетельствуют о сохранении положительной динамики большинства показателей развития области.
Стратегическим направлением в уходящем году в промышленности было надежное функционирование топливно-энергетического комплекса области. На основании требований безопасного производства электроэнергии на атомных станциях ОАО «Концерн «Росэнергоатом» на Курской АЭС проводятся интенсивные работы по поэтапному восстановлению ресурсных характеристик энергоблоков №№ 1 и 2. Осуществлялась реализация инвестиционных проектов практически во всех отраслях экономики. Это позволило области по росту промышленного производства обрабатывающих отраслей занять первую позицию среди регионов ЦФО.
Производство зерна по Курской области в 2013 году ожидается в объеме около 4 млн т – это самый высокий показатель за всю историю Курской области, а валовой сбор сахарной свеклы составит около 4 млн т – 1-ое место среди регионов ЦФО.
По производству скота и птицы на убой (в живом весе) в сельскохозяйственных организациях по итогам 10 месяцев текущего года область занимала 4-ое место в ЦФО после Белгородской, Московской и Воронежской областей.
Высокими темпами продолжается газификация области. В этом году ожидается ввод 500 км газовых сетей, газифицировано природным газом около 10 тыс. домовладений и квартир, переведено на газообразное топливо 20 котельных объектов социального назначения – это школы, больницы, ФАП, дома культуры.
Принятые меры позволяют обеспечить ввод 470 тыс. кв. метров жилья (планировалось 440 тыс. кв. м) с ростом на 10 % к 2012 году.
В установленные сроки вводятся в эксплуатацию социальные объекты и производственные мощности. В текущем году построены и функционируют: новая школа с группой детского сада в с. Песчаное Беловского района, детские сады по 140 мест в Курске и в п. Глушково, поликлиника горбольницы № 1 на 600 посещений в Курске, реабилитационный центр на 30 мест в Черемисиновском районе, футбольное поле в Курске, ряд физкультурно-оздоровительных комплексов и спортивных площадок в районах области и другие объекты.
— Учитывая хорошие достижения области в сельском хозяйстве, какими Вы видите перспективы развития отрасли в следующем году?
— С учетом ожидаемых показателей уходящего года можно сказать, что в следующем году сохранится положительная динамика основных индикаторов социально-экономического развития области.
Главным направлением в деятельности Администрации Курской области с учетом основных приоритетов долгосрочной экономической политики государства, обозначенных в Указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, определен переход к инновационному, социально ориентированному типу развития с целью обеспечения более высокого качества жизни граждан.
Перед агропромышленным комплексом области в 2014 году стоит задача не только закрепить достигнутое, но и планомерно наращивать сельскохозяйственное производство, работать над повышением качества выращенной продукции. Продолжится строительство крупных животноводческих комплексов и других объектов агропромышленного комплекса в ряде районов области (Железногорском, Советском, Золотухинском, Дмитриевском и других).
Приоритетами Государственной программы развития сельского хозяйства на 2013-2020 годы являются повышение благосостояния, уровня жизни и занятости граждан, устойчивое развитие сельских территорий.
С 2014 года в рамках Госпрограммы начнет действовать федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий до 2020 года», которая станет логическим продолжением программы социального развития села. Достижение намеченных показателей невозможно без инфраструктурных преобразований на селе. Получит дальнейшее развитие комплексная компактная застройка и благоустройство сельских территорий.
Все мероприятия направлены на главное – сделать жизнь на селе привлекательной для людей, чтобы селяне, и, прежде всего, молодые кадры почувствовали заботу государства и ощутили потребность жить, работать и созидать на земле.
— Как Администрация Курской области выстраивает свою политику по привлечению инвесторов из других регионов? Какие информационные возможности предполагается использовать для этого?
— Динамичное развитие экономики области невозможно без привлечения инвестиций. Для этого мы стараемся создать инвесторам наиболее удобные условия для ведения бизнеса, прежде всего, путем создания эффективного законодательства. В прошедшие годы в нормативные акты области внесены изменения, направленные на расширение перечня форм государственной поддержки инвесторов и упрощение условий ее предоставления.
Мы снизили сумму инвестиций в основной капитал для вхождения в режим наибольшего благоприятствования – теперь она составляет 100 млн руб. (с НДС) вместо 250 млн руб. Увеличен максимальный порог срока окупаемости проекта, при котором инвестор может получить льготу по налогу на имущество организаций.
Для инвесторов, реализующих проекты по созданию новых предприятий в обрабатывающих отраслях, предусмотрена пониженная на 4.5% ставка налога на прибыль организаций, зачисляемого в областной бюджет – 13.5% вместо 18%.
Но мало принять хорошие законы. Необходимо, чтобы об этом знал инвестор. Он должен владеть информацией о том, на каких условиях он может реализовывать инвестиционные проекты на территории Курской области. Надо постоянно продвигать наиболее привлекательные стороны региона с помощью активной и грамотно поставленной информационной работы. Создаваемый с ее помощью имидж региона следует при этом рассматривать как хорошо зарекомендовавший себя товар: он должен быть мгновенно узнаваемым и вызывать у потенциального инвестора чувство доверия.
С этой целью мы размещаем информацию об инвестиционном потенциале области на интернет-сайте Администрации Курской области, публикуем ее в издаваемых сборниках, представляем во время проводимых выставочно-ярмарочных мероприятий и на различных презентациях экономического и инвестиционного потенциалов региона как российских, так и зарубежных. Мы и дальше будем проводить эту работу, в том числе, используя возможности российских информационных агентств.
Однако в настоящее время для привлечения инвесторов уже недостаточно иметь законодательно закрепленные льготы и преференции. Это есть практически в каждом регионе. Сейчас на первый план выходит совместное с инвесторами участие в реализации крупных инвестиционных проектов, связанных со строительством новых предприятий. Поэтому были внесены изменения в законодательство области в части предоставления инвесторам инвестиционных площадок (земельных участков с обустроенной инфраструктурой) для организации новых предприятий. Планируется, что эта мера позволит привлечь в область стратегических инвесторов для строительства значимых производств.
Завершена работа по формированию реестра земельных участков, которые можно предложить потенциальным инвесторам для строительства предприятий промышленности, а также для создания на территории области промышленных парков. Реестр состоит из 127 участков и размещен в сети Интернет на официальном сайте Администрации Курской области. Постоянно проводится его обновление.
В целях содействия потенциальным инвесторам в подборе земельных участков для реализации их проектов в области будет разработана интерактивная инвестиционная карта, которая будет содержать визуализированную информацию об инвестиционных возможностях региона, его географическом, социально-экономическом положении, свободных инвестиционных площадках Курской области в привязке к географическому месторасположению с указанием их основных характеристик.
— То есть, Курская область готова проводить работу по созданию на своей территории промышленных парков?
— Да, на Совете по улучшению инвестиционного климата и взаимодействию с инвесторами принято решение о создании на территории Курской области трех промышленных парков: в Курском, Солнцевском и Поныровском районах.
Как известно, создание нового предприятия начинается с выбора инвестором площадки. В настоящее время реализуются инвестиционные проекты, многие из которых стали важной составляющей Программы социально-экономического развития Курской области на 2011-2015 годы. Тем не менее, крупных и долгосрочных инвестиционных проектов в области немного. Одна из причин такой ситуации – это недостаток готовых инвестиционных площадок, обеспеченных энергетической, коммунальной, транспортной инфраструктурой. Задача органов власти в решении этих вопросов – предоставление инвестору земельного участка с подготовленной инфраструктурой, то есть под ключ. Конечно, всё это будет предоставляться не бесплатно. Но ему не придётся терять время на самостоятельное решение вопросов с собственником земли о её выкупе, прохождение всех предусмотренных законодательством согласовательных и разрешительных процедур. По опыту работы других регионов, при наличии готовых площадок от прихода в регион инвестора до начала реализации им проекта проходит не более трёх месяцев.
Мы должны четко понимать, что когда инвестор принимает решение по реализации проекта, он рассматривает вопрос не только цены участка, но и временных затрат, рисков. Если у нас низкая цена земли, но оформление площадки занимает год, то это никому не будет интересно. Потому что за это время инвестор построит завод в другом месте и будем получать выручку, пусть там и придется заплатить за участок.
Немаловажную роль в выборе участка будет отводиться тому, насколько конкретный участок будет удовлетворять требованиям, предъявляемым «якорным» инвестором. В любом случае, это будет взвешенное решение, учитывающее интересы Курской области и направленное на достижение максимального экономического и социального эффекта.
— Принимая решение о вхождении в тот или иной регион, инвестор обращает внимание на те оценки, которые дают территориям независимые рейтинговые компании. Какие позиции у Курской области?
— По результатам опубликованных в декабре 2013 года исследований рейтингового агентства «Эксперт» Курская область занимает следующие позиции: по инвестиционному потенциалу – 37 место среди субъектов Российской Федерации, по инвестиционному риску – 13 место. При этом необходимо отметить, что по инвестиционному риску мы поднялись вверх на 28 позиций, в 2012 году наша область занимала 41 место. Курская область входит в категорию 3B1 «Пониженный потенциал - умеренный риск». Такая оценка независимых представителей экспертного сообщества говорит о большой работе, которая проделана Администрацией области по созданию благоприятного инвестиционного климата и снижению рисков вложения инвестиций в экономику региона.
Международным рейтинговым агентством Fitch Ratings Курской области присвоены долгосрочные рейтинги в иностранной и национальной валюте на уровне «BB+», краткосрочный рейтинг в иностранной валюте «B» и национальный долгосрочный рейтинг «AA(rus)». Прогноз по долгосрочным рейтингам – «стабильный». Рейтинги Курской области отражают хорошие показатели исполнения бюджета, низкий прямой риск.
— Как проводится в области реализация Стандарта деятельности органов исполнительной власти по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе?
— Такая работа ведется: органами исполнительной власти разработана Дорожная карта внедрения Стандарта. Она была принята на первом заседании Экспертной группы по мониторингу и апробации внедрения Стандарта в августе текущего года и утверждена губернатором.
Фактически к реализации ряда направлений работы по привлечению инвесторов, которые вошли в Стандарт, Администрация Курской области приступила гораздо раньше текущего года.
Так, в регионе действует Закон Курской области от 12.08.2004 года № 37-ЗКО «Об инвестиционной деятельности в Курской области», содержащий нормы о защите прав инвесторов и раскрывающий механизмы государственной поддержки инвесторов.
С 2012 года действует Совет по улучшению инвестиционного климата и взаимодействию с инвесторами, возглавляемый губернатором Курской области. В его состав входят руководители органов исполнительной власти области, ряда территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, представители бизнес-сообщества. В том же году было создано ОАО «Агентство по привлечению инвестиций Курской области».
Создан сайт об инвестиционной деятельности в Курской области. Материалы на нем размещены на русском и английском языках. В настоящее время проводятся работы по его преобразованию в двуязычный интернет-портал.
На сайте Администрации Курской области создан блог губернатора - канал прямой связи инвесторов и руководства региона, на котором инвестор может обратиться с волнующими его вопросами и получить компетентные разъяснения руководителей органов исполнительной власти области.
Принято постановление Администрации Курской области от 28.12.2012 года № 1168-па «Об организации мероприятий по оценке регулирующего воздействия» и постановление Администрации Курской области от 29 марта 2013 года № 175-па «О порядке проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, подготавливаемых органами исполнительной власти Курской области». Разработаны проекты документов, которые должны быть приняты в регионе в соответствии с требованиями Стандарта: послание губернатора Курской области «Инвестиционный климат и инвестиционная политика Курской области в 2014 году», регламент сопровождения инвестиционных проектов по принципу «одного окна», инвестиционная декларация. Мы приступаем к разработке инвестиционной стратегии региона.
Предстоит сделать еще многое. Сейчас готовится корректировка сроков Дорожной карты внедрения Стандарта, проводится анализ претензий Экспертной группы по частично внедренным направлениям и осуществляется работа над их устранением. Успешное выполнение сложных задач по внедрению Стандарта, поставленных перед регионом, возможно лишь при наличии слаженного плодотворного взаимодействия органов исполнительной власти и регионального бизнеса.
— Какие из инвестиционных проектов, действующих сегодня в области, Вы считаете наиболее значимыми?
— В настоящее время в области реализуется ряд крупных инвестиционных проектов. Отмечу наиболее значимые из них.
В Горшеченском районе ЗАО «Курский Агрохолдинг» продолжает строительство крупнейшего в России комплекса по производству и переработке птицы производственной мощностью 100 тыс. т мяса птицы в год, стоимость проекта – 12.8 млрд руб. Приступил к работе инкубаторий, 4 птицефабрики и птицеперерабатывающий комбинат.
ООО «Агропромкомплектация-Курск» продолжает строительство свинокомплексов в районах области производственной мощностью 52 тыс. голов единовременного содержания. Общая стоимость проектов около 10 млрд руб.
ЗАО «Умалат» приступает к реализации проекта по строительству маслосырзавода на территории Курского района мощностью 250 т переработки молока в сутки. Общая стоимость проекта около 600 млн руб.
На Михайловском ГОК в рамках широкомасштабной инвестиционной программы по модернизации производства на основе внедрения новых технологий реализуется инвестиционный проект строительства крупнейшей в России обжиговой машины № 3 для выпуска доменных окатышей. С вводом ее в эксплуатацию в 2014 году комбинат укрепит свои рыночные позиции, увеличит мощности по производству окатышей в 1.5 раза.
В Мантуровском районе запущена первая очередь комплекса по производству и расфасовке растворителей и лакокрасок из нефтепродуктов ежегодной мощностью 75 тыс. т.
В Курчатовском районе на базе бывшего завода «Машиностроитель» установлена и введена в эксплуатацию линия по производству крышек люков полувагонов и начаты работы по созданию нового предприятия по выпуску систем водоочистки для промышленности, жилищно-коммунального хозяйства.
На новой кондитерской фабрике ЗАО «КОНТИ-РУС» построены и введены в эксплуатацию производственный корпус, четыре высокотехнологичные производственные линии и линия по производству глазури, завершено строительство административно-бытового корпуса. Ведутся переговоры по поставке новых линий.
В текущем году начались подготовительные работы по сооружению объектов производственного, инфраструктурного и бытового назначения для развертывания строительства станции замещения АЭС-2. Для области это очень важный объект и не только потому, что АЭС – это крупный налогоплательщик, но ещё и потому, что экономика моногорода Курчатова с численностью более 40 тыс. человек напрямую зависит от стабильной работы градообразующего предприятия. Предполагаемый объем инвестиций – около 200 млрд руб.
Основной эффект, который планируется достичь в результате реализации проектов – это не только пополнение областного бюджета, но и улучшение качества жизни населения, а также обеспечение различных слоев населения более доступными товарами и услугами, а также продуктами питания.
— Главным имиджевым мероприятием Курской области является Курская Коренская ярмарка. С 2012 года ко времени ее проведения приурочен Среднерусский экономический форум. Что дают эти мероприятия для развития региона?
— Проведение таких мероприятий в Курске в первую очередь способствует укреплению положительного инвестиционного имиджа региона.
Планируя Форум в Курской области, Администрация области главной целью ставила перед собой привлечение внимания инвесторов к нашему региону, выработку механизмов эффективного взаимодействия власти и бизнеса.
В рамках проведения мероприятий Форума хозяйствующие субъекты Курской области представляют инвестиционные проекты, требующие дополнительного финансирования и участия в их реализации новых инвесторов.
Опыт проведения первых двух Форумов показал неподдельный интерес деловых и научных кругов к нашему региону, подтверждением этому является рост числа участников от 700 человек в 2012 году до 1000 человек в 2013 году. По мнению всех участников Форума, Курская область располагает значительным потенциалом для развития сотрудничества.
На пленарной дискуссии Форума 2013 года много внимания было уделено созданию инвестпроводящей инфраструктуры в регионах и поддержке локальных инвестпроектов. Обсуждались актуальные проблемы, которые препятствуют развитию бизнеса и понижают конкурентоспособность российской продукции. Дискуссии, разворачивающиеся на Форуме, помогают найти решение многих проблем, сблизить позиции власти и бизнеса, перенять лучший опыт соседей по выстраиванию работы с инвесторами.
В ходе форумов многими коммерческими организациями из Курской области были достигнуты договорённости с партнёрами о совместной реализации проектов, или расширению взаимных поставок продукции. Мы знаем, что наши коллеги из других регионов находили на форуме инвесторов для реализации проектов и на своих территориях.
Администрация области планирует ежегодно проводить экономический форум, который становится очень важным мероприятием, осуществляемым в рамках Курской Коренской ярмарки.
Надеемся, что Форум и Ярмарка будут ежегодно увеличивать количество партнеров, заинтересованных в реализации наиболее значимых для Курской области инвестиционных проектов по строительству новых предприятий и внедрению новых технологий.
— 22 ноября 2013 года проходила презентация Курской области в Санкт-Петербурге. Что можно сказать об ее итогах?
— Презентация Курской области в Санкт-Петербурге была запланирована еще в январе текущего года при подписании соглашения между Курской областью и Санкт-Петербургом о торгово-экономическом, научно-техническом, социальном и культурном сотрудничестве на 2013-2015 годы.
Администрация Курской области придает огромное значение укреплению и углублению межрегиональных связей. Соглашение с Санкт-Петербургом стало четвертым из числа соглашений с российскими регионами. В марте 2013 года исполнилось десять лет со дня подписания Соглашения о сотрудничестве между Администрацией Курской области и Правительством Москвы. За период реализации Соглашения многократно выросли объемы поставок продукции курских предприятий на московский рынок.
Предприятия Курской области - ЗАО «Счетмаш», ООО «СЭМЗ», ОАО «Фармстандарт», Курская АЭС - имеют долгосрочные хозяйственные связи с организациями Санкт-Петербурга. Они поставляют низковольтную аппаратуру и комплектные устройства, радиоизмерительные и медицинские приборы, приборы дозиметрического контроля, полипропиленовую пленку. От петербургских организаций приходит оборудование и запасные части, системы автоматики, электродвигатели, редукторы, химреактивы и другое. Курские аграрии закупили за истекший период этого года 6 единиц техники различной модификации производства ОАО «Кировский завод».
Санкт-Петербург для нас стратегический партнер, имеющий развитую промышленность, большие рынки сбыта для продукции предприятий Курской области.
В мероприятии приняли участие около 60 представителей санкт-петербургских организаций и предприятий. Особый интерес они проявили к выставочной экспозиции хозяйствующих субъектов Курской области, демонстрирующей потенциал региона в сферах промышленности, включая пищевую и перерабатывающую отрасль, малого и среднего бизнеса, туризма, образования.
Представители органов исполнительной власти и предприятий Курской области представили 15 докладов, раскрывающих все возможные сферы межрегионального сотрудничества. Руководители курских предприятий имели возможность провести переговоры с представителями заинтересованных организаций Санкт-Петербурга.
Уверен, что презентация Курской области создала условия для расширения сотрудничества Курской области и Санкт-Петербурга.