Утверждена декларация "Об инвестиционном климате и инвестиционной политике Курской области в 2014 году"
Губернатор Курской области Александр Михайлов утвердил декларацию "Об инвестиционном климате и инвестиционной политике Курской области в 2014 году", говорится в сообщении Управления информационного обеспечения комитета информации и печати Курской области.
Документ, разработанный с целью создания благоприятного инвестклимата в регионе, устанавливает основные приоритеты развития и поддержки инвестиционной деятельности.
Основными направлениями инвестиционной политики Курской области являются: совершенствование нормативной базы, переход на инновационный путь развития, привлечение инвестиций в производство, развитие инструментов государственно-частного партнерства, создание условий для повышения инвестиционной привлекательности муниципальных образований.
"В складывающихся экономических условиях развитие инвестиционной деятельности стало краеугольным камнем для ускорения динамики социально-экономического развития области. Анализ и оценка методов привлечения инвесторов в субъектах Российской Федерации позволяют выделить и объединить комплекс мер, практическая реализация которых способна обеспечить реальное улучшение инвестиционного климата Курской области", отмечается в документе.
Стратегией социально-экономического развития Курской области до 2020 года, одобренной постановлением Курской областной Думы от 24 мая 2007 года N 381-IV ОД, определен инновационно-прорывной сценарий развития региона, предусматривающий активную диверсификацию экономики и структурные сдвиги в пользу обрабатывающих отраслей промышленности и сектора услуг.
Инновационная направленность развития является основой модернизации экономики, при этом требуется привлечение больших объемов инвестиций, причем на качественно более высоком уровне. Без реализации инвестиционных проектов, направленных на создание новых инновационных производств, внедрения передовых технологий, невозможно обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции, создание новых рабочих мест, повышение заработной платы работников, а также стабильные налоговые поступления от деятельности предприятий и организаций. Поэтому для дальнейшего социально-экономического развития Курской области необходим постоянный рост инвестиций в создание новых высокоэффективных производств инновационной направленности, прежде всего в обрабатывающих отраслях, а также модернизацию действующих производств.
Инвестиционная политика Курской области реализуется по различным направлениям, что позволяет решать как общие стратегические задачи по развитию экономики и социальной сферы региона, так и конкретные проблемы, имеющиеся в производственных отраслях.
В настоящее время в области действует достаточная законодательная база, позволяющая проводить эффективную инвестиционную политику. Ее основу составляет закон Курской области "Об инвестиционной деятельности в Курской области", принятый в 2004 году. Он постоянно совершенствуется с целью упрощения процедур получения инвесторами государственной поддержки, расширения перечня форм этой поддержки.
Инвесторам предусмотрено предоставление субсидий на возмещение части процентных ставок по кредитам, полученным на реализацию инвестиционных проектов; инвестиционных налоговых кредитов; государственных гарантий Курской области; режима наибольшего благоприятствования при реализации инвестиционных проектов в обрабатывающих отраслях с объемом не менее 100 млн руб..
По проектам, реализуемым в режиме наибольшего благоприятствования, инвесторы могут воспользоваться льготным режимом по налогу на имущество организаций или налогу на прибыль организаций. За счет имущества залогового фонда Курской области на конкурсной основе могут быть обеспечены обязательства инвестора по инвестиционным кредитам, привлекаемым на реализацию инвестиционных проектов.
По итогам работы, проведенной администрацией Курской области с региональными организациями, предприятия реального сектора экономики стали пользоваться преференциями, предусмотренными законодательством для инвесторов.
В 2012 году двум организациям, реализующим инвестиционные проекты, соответствующие критериям, предусмотренным законом "Об инвестиционной деятельности в Курской области", предоставлен режим наибольшего благоприятствования. В соответствии с местным законом "О налоге на имущество организаций" предприятия, работающие в режиме наибольшего благоприятствования, освобождены от уплаты налога на имущество организаций на два или на три налоговых периода в зависимости от характера работ, выполняемых в ходе инвестиционной фазы проекта.
С 2011 года на конкурсной основе из областного бюджета предоставляются средства на субсидирование части процентных ставок по кредитам, привлекаемым инвесторами. За 2011-2013 годы выплачено почти 60 млн руб. субсидий за счет средств областного бюджета четырем предприятиям - победителям конкурсного отбора наиболее эффективных инвестиционных проектов, который проводился в 2011 году.
Благодаря оказываемой государственной поддержке инвесторам в промышленности и сельском хозяйстве в области реализовано немало инвестиционных проектов.
Реализацию крупных инвестиционных проектов продолжают ОАО "Михайловский ГОК", ЗАО "Курский Агрохолдинг", ООО "Агропромкомплектация-Курск", ООО "Свинокомплекс "Пристенский", ЗАО "КОНТИ-РУС" и другие компании. Началась реализация крупнейшего инвестиционного проекта по строительству станции замещения Курской АЭС-2.
Создан и действует Совет по улучшению инвестиционного климата и взаимодействию с инвесторами, основной задачей которого является принятие решений по наиболее важным вопросам в инвестиционной сфере. В 2012 году создано ОАО "Агентство по привлечению инвестиций Курской области". Оно активно включилось в работу по составлению реестра земельных участков для создания промышленных парков и инвестиционных площадок, которые можно предложить потенциальным инвесторам для строительства предприятий промышленности. Создан инвестиционный портал Курской области и интерактивная карта, на которой отображены свободные земельные участки, строящиеся объекты инженерной и транспортной инфраструктуры, разнообразная информация о муниципальных районах области.
Утверждена Инвестиционная декларация Курской области, начата работа по разработке Инвестиционной стратегии области. Таким образом, регион уверенно внедряет Стандарт деятельности органов исполнительной власти по созданию благоприятного инвестиционного климата, разработанный АНО "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов".
Проводились значимые мероприятия, нацеленные на позиционирование Курской области как инвестиционно-привлекательного региона, территории, благоприятной для ведения бизнеса: выставочно-ярмарочные мероприятия в Германии, Франции, регионах Беларуси и Украины - традиционных партнерах Курской области по реализации соглашений о сотрудничестве.
В ноябре 2012 года прошла презентация экономического и инвестиционного потенциала Курской области в правительстве Москвы, в сентябре 2013 года в Астане (Республика Казахстан), в ноябре 2013 года в Торгово-промышленной палате Санкт-Петербурга. В 2012 и 2013 годах проходил Среднерусский экономический форум, вызвавший большой интерес бизнес-кругов, органов власти различных уровней, экспертного сообщества.
Международным рейтинговым агентством Fitch Ratings Курской области в 2012 году присвоены, а в 2013 году подтверждены долгосрочные рейтинги в иностранной и национальной валюте на уровне "BB+", краткосрочный рейтинг в иностранной валюте "B" и национальный долгосрочный рейтинг "AA(rus)". Прогноз по долгосрочным рейтингам - "стабильный". Рейтинги Курской области отражают хорошие показатели исполнения бюджета, низкий прямой риск. Ориентируясь на оценку международного агентства, можно сделать вывод о том, что Курская область обладает значительным потенциалом в области привлечения инвестиций.
Рейтинговое агентство "Эксперт РА" в рейтинге инвестиционной привлекательности регионов присвоило Курской области в 2013 году следующие позиции: по инвестиционном рискам область находится на 13-м месте среди 83 субъектов Российской Федерации, по инвестиционному потенциалу - на 37-м месте. При этом по инвестиционным рискам область поднялась на 28 ступеней, переместившись с 41 места в 2012 году на 13 место в 2013 году и продемонстрировала самый высокий темп роста среди субъектов Российской Федерации.
По итогам 2013 года инвестиции в основной капитал составили 70.7 млрд руб., или 100.1% к уровню 2012 года. По этому показателю Курская область среди 16 регионов ЦФО (кроме Москвы и Московской области) в 2010-2013 годах занимала 10-е место.
Несмотря на принимаемые администрацией Курской области меры, сохранились проблемы, сдерживающие приток инвестиций. Это недостаточность средств областного бюджета, направляемых на поддержку инвестиционной деятельности; запаздывание в подготовке инфраструктуры на земельных участках, предлагаемых для создания промышленных парков; отставание в развитии инфраструктуры площадок, на которых инвесторы реализуют проекты по строительству новых предприятий, объектами инженерной и транспортной инфраструктуры; малое число новых инновационных проектов, которые были бы направлены на модернизацию экономики и ее диверсификацию и, как следствие, низкий уровень инвестиций в инновации, которые позволили бы обеспечивать непрерывное обновление технической и технологической базы производства, снижать себестоимость, осваивать и выпускать новую конкурентоспособную продукцию, проникать на мировые рынки товаров и услуг; неравномерность в развитии, в том числе инвестиционном, муниципальных образований области; сложность и длительн ость установленных процедур по получению разрешений и согласований для начала реализации инвестиционного проекта.
В Курской области не работают крупные иностранные компании, в связи с этим не стабилен приток иностранных инвестиций. Если в 2010-2012 годах наблюдалась положительная динамика по этому показателю (2010 год - $19.7 млн, 2011 год - $63.1 млн, в 2012 год - $83.2 млн), то в 2013 году произошло падение объёма иностранных инвестиций до $48.1 млн. При этом снизился удельный вес прямых иностранных инвестиций с 83.2% в 2010 году до 36.1% в 2012 году. В 2013 году удельный вес прямых иностранных инвестиций составил 21.4%.
Таким образом, развитие ряда отраслей экономики области могло бы идти более высокими темпами при наличии дополнительного источника финансирования от иностранных инвесторов.
Неравномерно поступают инвестиции в различные отрасли, развитие обрабатывающих отраслей отстает от темпов развития сельского хозяйства. В 2013 году 29.8% инвестиций поступило в сельское хозяйство, в обрабатывающие отрасли - 12.5%, такая тенденция прослеживается в последние годы. Это задерживает модернизацию действующего производства.
В последние годы было построено не более десяти новых промышленных предприятий различных отраслей, не удаётся уйти от зависимости экономики области от двух ведущих отраслей: электроэнергетики и добывающей отрасли. Изменение конъюнктуры на внешнем рынке железорудного сырья привело к изменению маркетинговой политики одного из бюджетообразующих предприятий области - ОАО "Михайловский ГОК", в результате чего стоимостные объёмы производства и финансовый результат работы предприятия снизились, это отразилось на областном бюджете.
С целью решения имеющихся проблемных вопросов усилия администрации Курской области будут сосредоточены на конкретных шагах по улучшению предпринимательского климата в регионе.
Среди мер повышения инвестиционной привлекательности необходимым условием является завершение в 2014 году внедрения Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе. Администрацией Курской области будет не позднее третьего квартала 2014 года разработана Инвестиционная стратегия Курской области до 2025 года, которая является одним из главных направлений Стандарта.
Этот документ должен определить основные направления инвестиционной политики региона на десятилетнюю перспективу с учётом меняющихся условий российской и мировой экономики, приоритетные для привлечения инвестиций отрасли и территории, планируемые к реализации инвестиционные проекты, конкретные меры по достижению целей и задач Инвестиционной стратегии, оценить необходимые для этого ресурсы и источники финансирования.
Инвестиционная стратегия должна базироваться на стратегических документах, действующих в области: Стратегии социально-экономического развития Курской области до 2020 года, Программе социально-экономического развития Курской области на 2011-2015 годы, Схеме территориального планирования Курской области.
С принятием Инвестиционной стратегии Курской области до 2025 года должна получить дальнейшее развитие вся нормативная правовая база по вопросам инвестиционной деятельности.
С целью расширения перечня форм государственной поддержки и упрощения процедур её получения органы исполнительной власти будут последовательно осуществлять актуализацию закона Курской области от 12 августа 2004 года и соответствующих подзаконных актов.
В 2014 году будет осуществляться практическая работа по созданию в области промышленных (индустриальных) парков. Органами исполнительной власти области проведена большая предварительная работа по созданию реестра свободных земельных участков для предложения инвесторам и создания промышленных парков, определены перспективные участки для их создания, проведена предварительная оценка финансовых затрат на создание инженерной и транспортной инфраструктуры, необходимой для строительства на территории этих участков новых промышленных предприятий.
Опыт создания промышленных (индустриальных) парков в других регионах показывает, что обеспечение инвесторов доступной инфраструктурой для размещения производственных объектов является существенным фактором для привлечения в область бизнеса, заинтересованного в расширении. Это будет способствовать приходу в область новых инвесторов и расширению присутствия на территории региона уже работающих компаний. Строительство ими новых производственных объектов на территории промышленных (индустриальных) парков создаст условия для изменения структуры экономики области в сторону увеличения доли обрабатывающих отраслей.
Администрации Курской области при участии ОАО "Агентство по привлечению инвестиций Курской области" необходимо до конца 2014 года провести работу по созданию на территории области одного промышленного (индустриального) парка.
Для улучшения инвестиционного климата в области важное значение будет иметь решение проблемы сокращения сроков получения инвесторами согласований и разрешений, необходимых для строительства новых инвестиционных объектов. С этой целью необходимо выстроить работу с инвесторами по принципу "одного окна". Организация схемы взаимодействия ОАО "Агентство по привлечению инвестиций Курской области", органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления, отделений ОБУ "Многофункциональный центр Курской области", основанной на чётких требованиях регламентов оказания государственных и муниципальных услуг с соблюдением минимально возможных сроков, установленных законодательством, будет способствовать улучшению инвестиционного климата области и упрощению работы инвесторов, строящих новые предприятия.
Органами исполнительной власти области совместно с открытым акционерным обществом "Агентство по привлечению инвестиций Курской области" будут в 2014 году приняты нормативные правовые акты области, регламенты оказания государственных услуг и организовано взаимодействие с инвесторами по принципу "одного окна".
В условиях повышения степени значимости мнения частного бизнеса об инвестиционном климате регионов органы исполнительной власти области будут выстраивать конструктивный диалог с предпринимательским сообществом. Необходимо взаимодействие власти и бизнеса не только по практическим вопросам привлечения инвестиций, но и по вопросам разработки нормативных актов, затрагивающих вопросы предпринимательской деятельности.
Органами исполнительной власти области в 2013 году была начата работа по созданию механизмов оценки регулирующего воздействия (ОРВ) принимаемых и планируемых к принятию нормативных правовых актов области на предпринимательский и инвестиционный климат. Были разработаны необходимые правовые акты и методики. В начале 2014 года принят региональный закон по данному вопросу.
Органам исполнительной власти области в 2014 году необходимо внедрить в практическую работу механизмы ОРВ. Это позволит принимать нормативные правовые акты, учитывающие мнение бизнеса и его опыт работы.
Значительным резервом повышения инвестиционной привлекательности области и увеличения объёмов инвестиций в региональную экономику должно стать применение в полном объёме механизмов государственно-частного партнёрства (ГЧП). В области начата работа по этому направлению. В 2013 году был принят Закон Курской области "Об инвестиционном фонде Курской области", в областном бюджете на 2014 год предусмотрены средства на его формирование. И хотя запланированная сумма недостаточна для проведения масштабных изменений в развитии инженерной и транспортной инфраструктуры, но она позволяет отработать механизм использования средств инвестиционного фонда области для решения задач по строительству инфраструктурных объектов, необходимых для реализации инвестиционных проектов.
Участие государства в поддержке инвесторов при реализации ими инвестиционных проектов путем создания необходимой инфраструктуры - это только одна составляющая принципа государственно-частного партнёрства. Пока в области не получило развития другое направление государственно-частного партнерства (ГЧП) - привлечение средств частных инвесторов в социальную и инфраструктурную сферы. В значительной степени это сдерживается отсутствием федерального закона по вопросам ГЧП. Наличие федеральной законодательной базы позволит разработать региональные нормативные акты и начать реальную работу по привлечению средств инвесторов в сферы здравоохранения, образования, культуры, спорта.
Администрация Курской области до конца 2014 года разработает нормативные правовые акты и проведет конкурсные процедуры по отбору проектов, претендующих на предоставление средств инвестиционного фонда Курской области, с целью отработки всех механизмов его использования. В рамках действующего законодательства до 1 октября 2014 года Администрация Курской области разработает предложения о привлечении средств частных инвесторов в социальную и инфраструктурную сферы.
В последние годы администрация Курской области осуществляет большое количество мероприятий, направленных на продвижение позитивного инвестиционного имиджа области: презентации в регионах Российской Федерации и за рубежом, выставочно-ярмарочные мероприятия, участие в форумах и конференциях и тому подобных мероприятиях. Главными имиджевыми мероприятиями стали Курская Коренская ярмарка и Среднерусский экономический форум. Их проведение способствует установлению новых деловых связей организаций Курской области, увеличению товарооборота, повышению узнаваемости курских брэндов и привлечению новых инвесторов.
Администрации Курской области продолжит в 2014 году активную выставочно-ярмарочную и презентационную деятельность, поставив во главу угла повышение адресности и эффективности мероприятий.