Fitch подтвердило рейтинги Курской области на уровне "BB+", прогноз "стабильный"
Fitch подтвердило рейтинги Курской области: долгосрочные рейтинги дефолта эмитента (РДЭ) в иностранной и национальной валюте на уровне "BB+" со "стабильным" прогнозом и краткосрочный РДЭ в иностранной валюте "B". Об этом говорится в сообщении Fitch.
Агентство также подтвердило национальный долгосрочный рейтинг региона на уровне "AA(rus)" со "стабильным" прогнозом.
Подтверждение рейтингов отражает низкие уровни прямого риска (прямой долг плюс прочая задолженность по классификации Fitch) и условных обязательств, а также высокую способность по финансированию капрасходов за счет собственных средств. В то же время рейтинги принимают во внимание небольшой размер бюджета Курской области, ослабление операционного баланса и умеренную, хотя и растущую экономику в регионе.
Агентство ожидает, что в среднесрочной перспективе операционный баланс стабилизируется на уровне 5% от операционных доходов, что ниже высокого среднего уровня в 18% за 2009-2012 годы. В 2013 году операционный баланс ухудшился до 4.9% от операционных доходов, однако полностью покрывал потребности в обслуживании долга (погашение основной суммы и процентов) ввиду низкого уровня долга. Курская область испытала негативное влияние замедления налоговых поступлений и высокое давление на операционные расходы в 2013 году. Последний фактор был вызван обещаниями федерального правительства о повышении зарплат работникам бюджетной сферы до среднего уровня в регионах страны.
Fitch полагает, что в среднесрочной перспективе область сократит свои исторически высокие капитальные расходы до среднего уровня в 16% всех расходов (в 2011-2013 годах в среднем 26%) для сдерживания бюджетного дефицита на уровне менее 5% от всех доходов. Дефицит до движения долга в среднем составлял умеренные 4.5% от всех доходов в 2011-2013 годах. Способность Курской области самостоятельно финансировать свои расходы (текущий баланс и капитальные доходы) оставалась на сильном уровне в 2013 году, так как они покрывали около 80% капрасходов.
По прогнозам агентства, прямой риск региона останется низким в среднесрочной перспективе и будет составлять около 15% от текущих доходов в 2016 году. В 2013 году прямой риск был равен 12% от текущих доходов, в том числе 40% приходилось на кредиты из федерального бюджета. Остальная часть прямого риска состояла из краткосрочных банковских кредитов с погашением в 2014 году Курская область досрочно погасила банковские кредиты и по состоянию на 1 мая 2014 года не имела рыночного долга. При возникновении потребности в финансовых ресурсах в 2014 году область может использовать средства по невыбранным кредитным линиям с коммерческими банками на 4.3 млрд руб.
Регион не выдавал гарантий с 2008 года, и объем гарантий, предоставленных сельскохозяйственным компаниям в 2005-2007 годах, сократился до 1.1 млрд руб. в 2013 году, что соответствует 3% от операционных доходов (2012 год: 1.3 млрд руб.). Предприятия госсектора Курской области не имели задолженности в 2013 году.
В 2011-2013 годах экономический рост региона опережал среднероссийские показатели. Администрация области ожидает увеличения валового регионального продукта ("ВРП") на 4% относительно предыдущего года в 2014 году, который, вероятно, останется выше среднероссийского показателя. Тем не менее, экономика региона по-прежнему имеет умеренный размер при ВРП на душу населения на 7% ниже медианного уровня в стране в 2012 году. У Курской области диверсифицированный промышленный сектор и хорошо развитое сельское хозяйство.
Институциональная среда субнациональных образований в России является сдерживающим фактором для рейтингов региона. Частые изменения распределения источников доходов и расходных полномочий между бюджетами различных уровней ограничивают возможности области по прогнозированию и негативно влияют на ее бюджетную обеспеченность и финансовую гибкость.
Среди факторов, которые могут повлиять на рейтинги в будущем, агентство называет восстановление операционного баланса до исторически высокого уровня около 15% от операционных доходов в сочетании с показателем обеспеченности долга текущим балансом на уровне среднего срока погашения долга у региона привело бы к повышению рейтингов и рост краткосрочного долга, ведущий к высокому давлению в плане рефинансирования, в сочетании с дальнейшим ухудшением операционных показателей исполнения бюджета обусловил бы понижение рейтингов.