ENG


Итоги форума

С 11 по 13 июня 2015 года в Курске при участии и поддержке Аппарата Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе, Министерства экономического развития, Министерства образования и науки, Торгово-промышленной палаты РФ прошел IV Среднерусский экономический форум, организаторами которого выступили администрация Курской области, Агентство по привлечению инвестиций Курской области и Информационное агентство АК&M.

Основной темой мероприятия, собравшего более 1400 участников, стало государственное регулирование экономики регионов.

Приветствуя участников форума, заместитель Полномочного представителя Президента РФ в ЦФО Ольга Атюкова отметила, что президентом поставлена задача обеспечения модели эффективного суверенного развития. Два опорных ее элемента: создание условий для раскрытия потенциала национального предпринимательства и обеспечение ключевых составляющих национальной безопасности — продовольственной, технологической, финансовой, информационной, общественной.

Несмотря на то, что текущий год — непростой, статистические данные Центрального федерального округа по итогам I квартала 2015 года показывают, что достигнуты положительные темпы роста по инвестициям в основной капитал, подчеркнула Ольга Атюкова. В частности, в Белгородской, Брянской и Тульской областях рост составил от 20% до 42%.

«2015 год очень важен для апробирования инструментов государственного регулирования для обеспечения устойчивого развития экономики и социальной сферы, — сказала Ольга Атюкова. — Только совместной работой бизнеса, власти, общественности можно решить эти задачи». Участвовать в этом процессе призван и Среднерусский экономический форум, который проводится четвертый год подряд, постоянно совершенствуется и ежегодно становится площадкой для обсуждения самых актуальных тем, отметила Ольга Атюкова.

Губернатор Курской области Александр Михайлов в своем выступлении сердечно приветствовал участников форума на гостеприимной курской земле. Государственное регулирование, которое находится в центре внимания форума, — более чем актуальная тема, вызванная назревшими обстоятельствами, подчеркнул он. Цель государства — не корректировать рыночные механизмы, а создавать условия для его эффективного функционирования. Действующая нормативно-правовая база, как на федеральном, так и на региональном уровнях, позволяет осуществлять регулирование экономики по многим направлениям.

Позитивная динамика социально-экономического развития области в 2012-2013 годах позволила Курской области занять 9-е место среди всех регионов Российской Федерации, отметил губернатор. В области продолжается планомерный переход к программно-целевым методам стратегического и бюджетного планирования. Удельный вес расходов областного бюджета в рамках государственных программ в общем объеме расходов бюджета в 2013 году составлял 53,8%, в 2014 году — более 97%.

Одно из важнейших направлений работы — государственная поддержка наиболее перспективных секторов экономики. Например, за 2010-2014 годы на поддержку аграрно-промышленного комплекса в регионе из всех источников финансирования направлено 18,3 млрд. руб. Это позволило области по производству основных видов продукции и модернизации сельского хозяйства войти в число лучших регионов ЦФО, а по отдельным позициям — в число лучших регионов по России в целом.

На поддержку малого и среднего бизнеса в области в 2014 году было направлено около 170 млн. руб. При этом на каждый рубль бюджетных средств было получено 9 руб. налоговых отчислений и 8 руб. инвестиций в основной капитал, подчеркнул Александр Михайлов. Оборот малых и средних предприятий вырос в 3 раза за последние пять лет.

Однако необходимо принятие ряда мер на федеральном уровне, прежде всего, для развития промышленного комплекса. Также необходимо обеспечение полноценного финансирования государственной программы развития агрокомплекса, снижение ставок по кредитам для сельского хозяйства, реформирование системы закупок продовольствия для государственных нужд, полагает губернатор.

В условиях сокращения бюджетных доходов и расходов важнейшее значение имеет широкое использование частных финансовых средств для строительства объектов инфраструктуры и социальных объектов на принципах государственно-частного партнерства (ГЧП). Однако пока федеральный закон по этому важнейшему направлению не принят. «Считаю, что этот вопрос в ближайшее время должен быть решен, принятие закона должно быть ускорено», — сказал Александр Михайлов.

Вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Дмитрий Курочкин в своем выступлении на форуме отметил важность мероприятия, которое из года в год расширяет свою деловую программу и увеличивает количество участников. Он напомнил, что Курская область стала первым регионом России, с которым ТПП РФ еще в 2011 году подписала трехстороннее соглашение о содействии инвестиционной и инновационной деятельности. Дмитрий Курочкин рассказал о деятельности ТПП РФ на инвестиционном направлении, в частности, о создании инвестопроводящей инфраструктуры совместно с региональными администрациями и территориальными торгово-промышленными палатами. Сегодня особенно важно приступить к разработке механизмов для эффективной реализации законов РФ «О промышленной политике» и «О стратегическом планировании», подчеркнул он.

Дмитрий Курочкин согласился с губернатором Курской области Александром Михайловым относительно того, что необходимо скорейшее принятие закона о государственно-частном партнерстве. Приблизительно одна треть таких проектов реализуется в ЖКХ, 20-25% — в здравоохранении, также значительная часть — в строительстве инфраструктуры. Более чем в 70 регионах России уже есть соответствующее законодательство, но федеральный закон абсолютно необходим для полноценной работы, считает Дмитрий Курочкин.

Тему продолжил вице-губернатор Санкт-Петербурга Михаил Мокрецов, рассказавший о реализации проектов ГЧП в городе. Однако нельзя говорить только о преимуществах ГЧП, нужно помнить и о рисках таких проектов, отметил он. Например, согласно финансовой модели проектов, если инвестор не получает запланированного дохода от эксплуатации инфраструктуры, выпадающие доходы должны быть возмещены региональным или муниципальным бюджетами. Поэтому необходима очень серьезная и тщательная проработка проектов, подчеркнул Михаил Мокрецов. Избыточное количество крупных проектов ГЧП в одном регионе может создавать отложенные риски для бюджета. В то же время, например, строительство социальной инфраструктуры (школы, детские сады в новых микрорайонах) для последующего выкупа городом выгодно и для застройщика, и для муниципалитета.

Важной темой пленарной дискуссии стала реализация инвестиционных проектов в кризисных условиях. Андрей Варичев, генеральный директор УК «Металлоинвест», рассказал об опыте работы компании. Более чем двукратное снижение цен на железорудный концентрат, падение на 30% цен на сталь, падение спроса на прокат в России — те факторы, которые серьезно сдерживают темпы развития металлургической промышленности. В то же время это важный стимул для обновления стратегии российских компаний, полагает Андрей Варичев, прежде всего, для развития глубокой переработки сырья. В частности, в 2014 году «Металлоинвест» реализовал четыре крупных инвестпроекта, в том числе один — на Михайловском ГОКе в Курской области.

На территории области сейчас реализуется еще один масштабный инвестиционный проект — строительство Курской АЭС-2, напомнил ведущий дискуссии тележурналист Александр Гордон. Стоимость инвестиций в АЭС составит 400 млрд. руб. (вместе с инфраструктурой — почти 500 млрд. руб.), ввод в строй первого энергоблока ожидается в 2021 году. Реализация такого проекта в короткие сроки потребует вовлечения ресурсов не только региона, но и всей страны, подчеркнул Вячеслав Федюкин, директор филиала ОАО «Концерн Росэнергоатом» «Курская атомная станция». Помимо повышения энергообеспеченности, важным для региона фактором является создание благодаря новой АЭС почти 8000 рабочих мест, а также строительство сопутствующей социальной инфраструктуры, отметил губернатор Александр Михайлов.

Еще одной актуальной темой форума стало развитие импортозамещающих производств. Нужно исходить из того, что это не разовый, а долгосрочный процесс, считает Татьяна Воронина, председатель Курской областной думы. Она рассказала о работе комитета по инновациям и предпринимательству при Курской областной думе на примере импортозамещения в легкой промышленности. Для этого нужно изыскать ресурсы на маркетинговые мероприятия, дорогостоящие конструкторские и исследовательские разработки. Это сложно для отдельного предприятия, поэтому исключительно важна консолидация компаний или создание регионального промышленного кластера. Кроме того, в Курской области действует закон об инвестиционной деятельности, предусматривающий наиболее благоприятный режим для инвесторов. Недавно нижняя планка инвестиций для получения господдержки в соответствии с этим законом была снижена со 100 до 50 млн. руб., уточнила Татьяна Воронина.

Сергей Попков, министр связи и информатизации Республики Беларусь, отвечающий в кабинете министров за сотрудничество с Курской областью, рассказал о развитии партнерских отношений с регионом. Курская область — один из четырех субъектов Российской Федерации, где товарооборот с Беларусью вырос в 2014 году. С 2007 года в Курске работает торговый дом «Белшина», который выпускает шины в том числе для тяжелых карьерных самосвалов, используемых Михайловским ГОКом. Также действует совместное предприятие по сборке троллейбусов. Сейчас работа идет уже в рамках Евразийского экономического союза, и это может стать новой точкой роста для всех государств-участников, уверен Сергей Попков.

Большое внимание на форуме было уделено развитию малого и среднего бизнеса в Курской области и Центральном федеральном округе в целом. Более 30% малых и средних предприятий (МСП) в Курской области — производственные компании, в отличие от других регионов, где преобладают торговля и сфера услуг. Всего в малом и среднем бизнесе работает 44% занятых в регионе, рассказал губернатор Александр Михайлов. К 2017 году эта доля должна вырасти до 60%. В регионе действует программа поддержки МСП, в числе главных направлений которой — поддержка начинающих предпринимателей и компаний, которые занимаются инновациями в реальном секторе экономики.

Тему продолжила Наталья Ларионова, директор департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Министерства экономического развития. Особенность российского малого и среднего бизнеса — в том, что большая часть доходов извлекается из торговли, на которую приходится 40% компаний, но 80% доходов сектора. Другая серьезная проблема — недостаточное развитие среднего бизнеса, т.е. семейных компаний с числом занятых от 100 до 250 человек. Поэтому первостепенной задачей на данном этапе является выращивание среднего и устойчивого малого бизнеса.

Сейчас МСП дают 20-21% вклада в российский ВВП и 25% занятости, и без административной поддержки эта цифра не вырастет, считает Наталья Ларионова. Одной из важных мер является поддержка спроса на продукцию МСП, в том числе через систему госзаказа. Также сейчас создается Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства, напомнила Наталья Ларионова. Соответствующий указ подписан президентом в июне 2015 года. Организация будет заниматься комплексной поддержкой МСП и призвана повторить успешный опыт, аналогичный тому, который достигнут Агентством по ипотечному жилищному кредитованию в развитии ипотеки, сказала Наталья Ларионова. Кроме того, появилась согласованная с Центробанком возможность предложить предпринимателям кредиты по низким ставкам, однако она коснется только приоритетных проектов, отобранных регионами.

Отдельной серьезной проблемой, снижающей темпы модернизации экономики, является нехватка квалифицированных кадров для промышленности. Сейчас в высших учебных заведениях обучаются около 6 млн. студентов, тогда как среднее специальное образование получает только 2 млн. человек, отметил ведущий дискуссии Александр Гордон.

В образовании действительно есть перекос, согласилась с ведущим Наталия Золотарева, директор департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки. Сейчас Министерство образования ведет жесткую линию на то, чтобы выровнять дисбаланс, сократить количество вузов и повысить входные требования по ЕГЭ для абитуриентов. Но это лишь часть мер. Второе направление — повышение привлекательности среднего специального образования. С 2007 года ведется обновление материально-технической базы техникумов и колледжей, повышение квалификации преподавателей. Если ранее эта работа строилась на основе партнерства отдельных предприятий и учебных заведений, то сейчас выстраиваются успешные образовательно-производственные кластеры, например, в сельском хозяйстве.

На данный момент, рассказала Наталия Золотарева, несколько регионов участвуют в пилотных проектах Министерства образования, Министерства экономического развития и Агентства стратегических инициатив по внедрению элементов дуального обучения. Это уже не просто взаимодействие отдельного работодателя с вузом, а взаимодействие работодателей региона как целого (например, в рамках региональных отраслевых советов, ТПП) с сообществом учебных заведений для консолидации запроса на кадры. Также стоит задача повысить технический уровень подготовки до уровня мирового. В частности, Россия в 2012 году вошла в движение Worldskills International, в рамках которого проводятся соревнования работников по самым современным требованиям к разным профессиям.

Помимо подготовки молодых специалистов, требуется и постоянная переквалификация на следующих этапах карьеры, напомнил Виталий Еремеев, руководитель представительства АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» в ЦФО. Нужно формировать такую систему, которая будет готовить специалистов на всех этапах жизненного цикла предприятия, в том числе с помощью менторской системы, считает он.

Консолидация в образовании идет вслед за консолидацией в других отраслях, отметила Наталья Починок, ректор Российского государственного социального университета. Сейчас практически в каждой компании существуют корпоративные университеты, которые занимаются адаптацией выпускников к требованиям работодателя. Абсолютно необходимо, чтобы такие корпоративные университеты и вузы сделали шаг навстречу друг другу, стали партнерами, запустили совместные образовательные программы, способные подготовить высококвалифицированных специалистов, удовлетворяющих требованиям работодателей.

Также в пленарной дискуссии форума приняли участие Роберт Эндрейтер, глава торгового представительства Венгрии в Российской Федерации, Алексей Золотарев, заместитель губернатора Курской области, Александр Зубарев, первый заместитель губернатора Курской области, Шамун Кагерманов, главный редактор газеты «Сельская жизнь».

В рамках IV Среднерусского экономического форума администрация Курской области подписала соглашение о сотрудничестве с Российским государственным социальным университетом. Со стороны Курской областной администрации документ подписал губернатор Александр Михайлов, со стороны РГСУ — ректор Наталья Починок. Цель соглашения — сотрудничество в развитии социального предпринимательства, в частности, формирование инфраструктуры поддержки социальных предпринимателей на основе регионального Центра инноваций социальной сферы, создаваемого совместно Курской областью и РГСУ.

Также администрация Курской области и АНО «Агентство инвестиций в социальную сферу» подписали соглашение о сотрудничестве, направленное на привлечение частных инвестиций в социальную сферу региона. Подписи под документом поставили губернатор Александр Михайлов и исполнительный директор агентства Илья Ковалев. Курская область станет первым регионом Центрального федерального округа, с которым начинает работу Агентство инвестиций в социальную сферу. Ключевые направления сотрудничества — здравоохранение, образование, спорт, социальная защита и ЖКХ.

Кроме этого, в ходе первого дня работы форума состоялась церемония вручения грантов президента РФ молодым ученым Курской области. В 2015 году победителями конкурса на получение грантов стали 222 специалиста из ЦФО, пять из которых — куряне. Гранты молодым ученым вручила заместитель полномочного представителя президента РФ в ЦФО Ольга Атюкова.

В ходе форума была открыта выставка «Точки роста», где было представлено около 50 инвестиционных проектов ведущих предприятий области. В их числе ОАО «Фармстандарт-Лексредства», Михайловский ГОК, КАЭС и КАЭС-2, комбинат «Курскхимволокно», корпорация «ГРИНН», ЗАО «КОНТИ-РУС», птицеводческий холдинг «Белая птица Курск» и другие.

Центральным событием Среднерусского экономического форума традиционно является деловое состязание инвестиционных проектов. Модератором делового состязания выступила Вероника Пашкова, генеральный директор инвестиционно-консалтинговой компании «Ай-Эксперт», член правления «ОПОРА РОССИИ». В состав экспертной комиссии вошли представители государственных и бизнес-структур, венчурных фондов, научных институтов, частные инвесторы. Большое внимание при выборе проектов эксперты уделяли их экономической ценности с точки зрения развития Среднерусского региона. Помимо финансовых показателей, учитывалось также количество создаваемых рабочих мест, плановые объемы налоговых выплат, развитие импортозамещающих производств.

Участие в состязании приняли 13 проектов из разных областей Центральной России. Мероприятие прошло в формате деловой игры: участники разделились на три группы — инвесторы, соискатели инвестиций и признанные эксперты. По итогам состязания первое место среди проектов с объемом инвестиций до 500 млн. руб. эксперты отдали ООО «Наполи» (производство инновационных повязок для лечения ран, которые поступят на рынок уже в начале 2016 года). В группе проектов с объемом инвестиций более 500 млн. руб. победителем стало ООО «Хелп» (создание производства современных приборов электронной микроскопии пользовательского класса для применения в микробиологии, онкологии, вирусологии и т.д.).

Важным событием форума стало проведение при участии Торгово-промышленной палаты РФ экспертного консилиума «Государственно-частное партнерство в инфраструктурных проектах Центральной России». В нем приняли участие представители Центра развития государственно-частного партнерства, ТПП РФ, администраций регионов ЦФО, Рейтингового агентства AK&M, Агентства инвестиций в социальную сферу, предпринимательского сообщества.

По данным Центра государственно-частного партнерства, по состоянию на март 2015 года в России на разных этапах реализации находилось 595 проектов ГЧП. Большинство проектов работает по модели концессии, из них 372 проекта уже на этапе эксплуатации.

Объем рынка ГЧП в России оценивается сейчас в 1,5 трлн. руб. По сравнению с 2013 годом число проектов ГЧП в 2014 году выросло в 4,4 раза, свидетельствуют данные Центра ГЧП. Большинство проектов реализуются в коммунальной, транспортной, социальной сферах и сфере энергетики. В 71 субъекте федерации приняты региональные законы по ГЧП.

На консилиуме были подробно рассмотрены особенности различных видов контрактов, включая концессии, и практический опыт нескольких проектов в социальной сфере и ЖКХ. Есть определенные проблемы в реализации муниципальных проектов ГЧП, выяснили участники дискуссии, — это низкое качество проработки проектов, высокие долгосрочные бюджетные обязательства, слабая нормативная база. Должна быть утверждена единая методика оценки бюджетной эффективности проектов, прежде всего, в отношении забалансовых долговых обязательств регионов и муниципалитетов. Помимо этого, участники обсудили проблемы работы ГЧП в сфере ЖКХ (недостаточность тарифов для компенсации расходов инвестора, отсутствие долгосрочных тарифов, изношенная инфраструктура и т.д.) и пути их решения.

Помимо федерального закона о государственно-частном партнерстве, важность принятия которого подчеркнули участники консилиума, в 2015-2016 годах ожидается ряд других важных событий в данной сфере, в частности, появление механизма частной концессионной инициативы и создание Ассоциации участников государственно-частного партнерства.

Также в рамках IV Среднерусского экономического форума состоялась кросс-отраслевая дискуссия «Продовольственная безопасность». Акцент этой дискуссионной площадки был сделан на обеспечении продовольственной безопасности и импортозамещения. В работе круглого стола приняли участие руководители областного комитета АПК, представители регионов ЦФО, Аграрного союза России, Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств, сельхозпредприятий, предприятий перерабатывающей промышленности, банковского сообщества.

В ходе обмена мнениями был затронут целый ряд актуальных тем: уровень продовольственной безопасности в Среднерусском регионе, импортозамещение, межрегиональное взаимодействие, господдержка АПК, контроль за ценами на потребительском продовольственном рынке и др.

Заместитель губернатора Курской области Алексей Золотарев, говоря о достижениях курских аграриев, отметил, что за последнее десятилетие в регионе вдвое увеличено сельхозпроизводство. Более чем на 70% область обеспечена собственной продукцией. Но многие инвестиции в сельское хозяйство приостановлены по причине дорогих кредитов. Из выделяемых на поддержку АПК субсидий 70% тратится на компенсацию процентной ставки по кредитам и только 30% — собственно на инвестиции.

Заместитель председателя правительства Орловской области по АПК Дмитрий Бутусов обратил внимание на то, что в кризисный период многие хозяйства отказались от заемных средств. Он считает, что в этих условиях нужно усиливать господдержку на федеральном уровне, нужны специальные меры по стимулированию импортозамещения и системность в этом вопросе. В частности, в Орловской области сейчас создается аналитическая геоинформационная система, в которой в автономном режиме будет доступен большой массив информации по всем районам и хозяйствам области.

Большая проблема фермерских хозяйств — в том, что у них нет возможности самостоятельно продавать свою продукцию, считает главный редактор газеты «Сельская жизнь» Шамун Кагерманов. Зависимость от перекупщиков снижает их рентабельность. В качестве примера он привел крупнейший оптовый продовольственный рынок мира — парижский Ранжис, где производители продают свою продукцию напрямую. Если бы в России был подобный рынок, он мог бы стать ценовым ориентиром для всего СНГ и Восточной Европы, полагает Шамун Кагерманов.

Одной из основных проблем сельского хозяйства участники круглого стола считают нехватку средств для инвестиций. «Удерживать уровень производства удается только за счет сокращения вложений в развитие и технологии», — говорит Юрий Подтуркин, председатель НП «Ассоциация крестьянских фермерских хозяйств Курской области». Причины — резкое (на 70% и более) подорожание удобрений, ГСМ, рост ставок по банковским кредитам.

В числе других наиболее актуальных проблем современного сельского хозяйства участники дискуссии назвали высокую стоимость и труднодоступность импортного семенного материала, племенного скота, низкую рентабельность хозяйств, связанную с низкими закупочными ценами на продукцию, отсутствие стабильных правил игры для инвесторов и понимания перспектив развития отрасли.

Еще одна тема, затронутая на пленарной дискуссии, получила свое развитие в ходе круглого стола на тему «Малый бизнес и государство: выживание или развитие». В нем приняли участие директор департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Минэкономразвития Наталья Ларионова, представители администраций Курской области и других регионов России, Торгово-промышленной палаты, Агентства кредитных гарантий, банковского сообщества, общественных организаций предпринимателей.

Наиболее острые проблемы, волнующие предпринимательское сообщество, — высокая налоговая нагрузка и значительные издержки, связанные с прохождением административных процедур. Поэтому особое внимание участники круглого стола уделили теме снижения налоговой нагрузки для субъектов малого и среднего предпринимательства. «Для министерства участие в СЭФ — это возможность пообщаться с предпринимателями напрямую: здесь задается много вопросов, мы советуемся, совместно ищем пути их решения», — сказала Наталия Ларионова. Также участники обсудили государственные программы по поддержке малого и среднего бизнеса, вопросы кредитования МСП, развитие системы финансовых гарантий для предприятий, обеспечение МСП инфраструктурой и другие вопросы.

Отдельный круглый стол в рамках IV Среднерусского экономического форума был посвящению внедрению лучших практик Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в регионах. Целью рейтинга является оценка ключевых факторов создания благоприятного инвестиционного климата. В рамках круглого стола состоялись презентации дорожной карты по внедрению лучших практик создания благоприятного инвестклимата в Курской области и атласа лучших муниципальных образований, в который вошли 65 муниципальных образований из 35 регионов России.

В работе круглого стола приняли участие Виталий Еремеев, руководитель представительства в ЦФО АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», представители Росреестра, Федеральной налоговой службы, администраций регионов ЦФО, банковского сообщества, общественных организаций предпринимателей.

Очень большое внимание на форуме было уделено развитию образования и науки. В частности, в первый день его работы состоялась выставка инновационных проектов молодых ученых Центрального федерального округа. Специалисты из Юго-Западного государственного университета и других вузов Курска, а также молодые предприниматели Курска представили проекты инновационных дорожно-строительных материалов, автономного подводного роботизированного комплекса, экзоскелета для нижних конечностей человека, сетчатых эндопротезов с антибактериальными свойствами, полимерных мембран с антимикробным эффектом и ряд других. Молодые ученые из Брянской, Белгородской и Орловской областей привезли на выставку метод ДНК-маркирования для обнаружения вируса лейкоза КРС, программный комплекс для беспилотных летательных аппаратов, использующихся в сфере земледелия, проект повышения износостойкости рабочих органов отечественной и зарубежной сельскохозяйственной техники и другие разработки.

Всего к открытому диалогу с экспертами было рекомендовано 16 инновационных проектов из 80, представленных молодыми учеными из Курской, Белгородской, Брянской, Орловской и Липецкой областей. По итогам презентации эксперты определили лучшие работы. Всем молодым ученым, принимавшим участие в Среднерусском экономическом форуме, были вручены сертификаты и дипломы.

А накануне форума, 10 июня, на базе Курского института развития образования состоялось совещание руководителей органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих управление в сфере образования. В работе совещания приняли участие Наталия Золотарева, директор Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России, а также представители администраций Москвы, Белгородской, Брянской, Владимирской, Воронежской, Ивановской, Калужской, Костромской, Курской, Липецкой, Московской, Орловской, Рязанской, Смоленской, Тамбовской, Тверской, Тульской, Ярославской областей.

Совещание было посвящено совершенствованию системы среднего профессионального образования на 2015-2020 годы. «Стратегической задачей нашей работы является обеспечение к 2020 году минимум в половине региональных образовательных организаций подготовки специалистов не ниже международного уровня и в соответствии с современными технологиями по наиболее востребованным специальностям. Необходимо, чтобы в каждом регионе был определен топ-50 профессий. К началу 2016 году мы уже должны утвердить эту программу и в соответствии с ней начать прием будущих специалистов в образовательных учреждениях», — отметила Наталия Золотарева.

В период работы форума состоялось также одно из наиболее значимых и массовых мероприятий Среднерусского региона — XV Курская Коренская ярмарка, которая открылась 13 июня. Ежегодно на нее приезжают более 1000 российских и зарубежных компаний. В ходе работы форума и ярмарки были проведены переговоры и подписан ряд деловых соглашений.

Генеральным партнером форума выступила УК «Металлоинвест», партнером — Россельхозбанк, спонсорами — ОАО «Фармстандарт», Корпорация «ГРИНН» и ООО ГК «ПРОМРЕСУРС».

Организаторы и партнеры